Духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Духовная культура любого народа – это многомерное пространство, в котором наряду с религиозными представлениями уживается множество иных компонентов, хотя и не имеющих непосредственного отношения к религии, но от этого не менее значимых для культуры. И человек должен быть знаком не с какой-то одной, пусть и очень значимой, частью культурного наследия своего народа и мировой культуры, но со всем их богатством. Только на этой основе возможен осознанный мировоззренческий выбор гражданина, а отсюда и уважительное отношение к миру иных религий, мировоззренческих убеждений и культур. Традиции, обычаи, обряды всегда востребованы, они способны оказывать большое влияние на формирование духовной личности наряду с религией.
. В течение двух лет наша школа работает по реализации социального проекта «Духовное наследие татар» .Изучение духовной культуры татар не только положительно воздействует на воспитание подрастающего поколения, но, и привлекает внимание жителей наших сел, повышает их воспитательный потенциал и активность.
Татары привлекли наше внимание, так как они проживают на нашей территории издавна, компактно, следовательно, лучше сохранили свою духовную культуру. Интерес к культуре татар, проживающих в Сафакулевском районе, возрос после выхода в свет книги «Сафакулевские татары» Ф.Ю. Юсупова.
Эта книга на сегодняшний день – бесценный источник сведений о татарах нашего района, их истории, материальной и духовной культуре.
17 мая 2007 года на высоком организованном уровне прошла в школе презентация книги Ф.Ю.Юсупова «Сафакулевские татары». На это мероприятие были приглашены старожилы сел Боровичи и Бахарева , они выступили со своей оценкой изданной книги, было принято обращение к родителям учащихся и к самим учащимся: не забывать, а изучать свой родной язык, знать свои истоки и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Участниками презентации было высказано много слов признательности школе за работу в данном направлении. На презентации книги и был дан старт нашему социальному проекту «Духовная культура татар»
Одним из символов культурного наследия и возрождения татар является народный праздник Сабантуй. В настоящее время общими усилиями этот самый популярный татарский праздник обретает характер общефедерального и даже международного этнокультурного движения. В нашем районе он проводится ежегодно.
В этих празднествах наряду с татарами принимают участие представители других национальностей, которые знакомятся с культурой, традициями и обычаями татарского народа.
В 2007 году в июне впервые за многие годы усилиями КОЦ был красочно оформлен в национальном стиле шатер на районном сабантуе. Жители наших сел приняли участие в ярмарке-распродаже национальных кулинарных изделий.
Принимая во внимание тот факт, что татарская национальная борьба – это важный элемент культурного наследия татарского народа, мы решили возродить этот вид спорта в нашей школе. Секцию по национальной борьбе начал вести учитель физкультуры Каримов Х.Х. Занимались в ней все желающие, и взрослые и дети. В районе проводятся многочисленные соревнования, которые собирают большую зрительскую аудиторию. С прошлого учебного года принимать участие в таких соревнованиях стали, и наши ребята и выступали результативно:
Ведется секция по национальной борьбе и в этом году, руководит ею Ибрагимов Р. Б., родитель одного из наших учеников.
Начали также работу по возрождению национальных праздников русских и башкир. С весны 2007 года традиционно проводится Масленица. Возродили и башкирский национальный праздник «Каргатуй».
Огромная роль в нравственном воспитании принадлежит краеведению. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Край, в котором мы живем, рассматривается от нашего села, района до всей страны.
Каждый учитель использует краеведческий материал с целью воспитания любви к родному краю, чувства гордости за свой народ.
Работают кружки, изучающие культуру и быт татарского народа. Под руководством учителя технологии Мухаметдиновой М.М. в прошлом учебном году обучающиеся нашей школы знакомились с национальной вышивкой татар, в этом учебном году действует кружок «Традиции и обычаи татарского народа».
Изучается духовная культура татар и других народов и в рамках «Интеллект-клуба» (руководитель Шарипова В.В.), где ребята занимаются краеведением. Изучение родного края начинается с семьи, учатся составлять родословные, пишут историю своих семей, второй блок – изучение истории села, третий блок- культура. Работа носит практический, деятельностный характер.
В возрождении семейной педагогики большой упор делаем на поддержку и развитие национальных традиций. Ведется работа по возрождению родного языка, по изучению родовых корней семьи и составлению «генеалогического древа», на уроках домоводства с учителем технологии Мухаметдиновой М.М.. изучают народные обряды и традиции, готовят национальные блюда: «бэлеш», «чак-чак», «оч-почмак», «вак- бэлеш» и многое другое. Учащиеся изучают обряды таких событий, как сватовство, свадьба, аят и других календарно-обрядовых и семейно-бытовых традиции, изучают и развивают навыки оформления интерьера жилища, праздничного и повседневного убранства дома, заповеди гостеприимства.
В истории человечества у всех народов основным социальным институтом, обеспечивающим передачу нравственного опыта из поколения в поколение, была семья.
Семья и в современных условиях является основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности. Народная педагогика включает в себя обобщенный опыт семейного воспитания не только данного этноса, но и прогрессивный опыт, богатство знаний других народов.
Коц и школа уделяют большое внимание работе с семьей. Традиционно проводятся семейные праздники «День пожилых людей»,
«День матери», «День семьи».
Реализация проекта позволила эту работу активизировать.
Интересно и необычно прошел в 2008 году День семьи. Накануне праздника был объявлен конкурс семейных газет по различным номинациям; «Исследовательская», «Юморная», «Лаконичная», «Благодарность потомкам».Мам пригласили принять участие в конкурсах «Национальная кухня», а папы могли показать свои умения в выставке поделок.
Семейные праздники помогают детям и взрослым лучше узнавать друг друга, ощущать себя единым целым, воспитывают чувство любви к родному дому, к ближнему и уважения к старшим.
С 2009 года в школе начал действовать «Клуб бабушек», инициатором его появления стала директор Боровичинской СОШ Абдрахимова М.Г. Бабушки – мощный воспитательный потенциал, у них есть чем поделиться друг с другом, они – хранительницы народной педагогики, народных традиций и обычаев. Цель клуба: собрать материал о традициях, обрядах и обычаях татар и башкир, передать молодым семьям опыт ведения домашнего хозяйства, секреты национальной кухни, принципы семейного воспитания по традициям ислама. Руководит клубом Гаттарова Г.Д.
И сегодня и в далеком будущем нам тоже нужно постараться сохранить то доброе и хорошее, что было у нашего народа. Чтобы хоть немного понять и почувствовать, как жили, за что переживали и чему радовались наши далекие предки, наши прабабушки и прадедушки мы решили оформить музейную экспозицию «Традиции, обычаи и быт татар». Библиотекарь школы Нурмухаметова Марзия Аубакировна организовала сбор экспонатов по данной тематике. Бесценные экспонаты предоставила для музея Абдрахманова Р, жительница с.Боровичи. Она передала в музей самотканые полотенца различного предназначения, принадлежавшие ее прабабушке. С ее слов мы описали обряды, в которых эти полотенца использовались.
Создание музейной экспозиции на завершающей стадии, собрано уже немало заслуживающих внимания экспонатов: одежда, вышивка, полотенца, скатерти, половики и т.п.
Законом Российской Федерации «Об образовании» перед школой
поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Таким образом, появилась реальная возможность поставить процесс воспитания подрастающего поколения на прочный фундамент выработанных человечеством духовно-нравственных ценностей, общечеловеческих и национальных. Изучая и сохраняя татарскую духовную культуру, мы воспитываем духовно-нравственную личность.
|