Сайт учителя истории Шариповой Веры Васильевны
 Как подготовиться к уроку истории

В теоретической методике описано множество методов подготовки домашней работы по истории. Остановимся  на пяти. Поэтапное их освоение, движение от простой методики к более сложной, по словам Н. Медникова, привносит в процесс обучения отечественной истории элементы самопознания, открывает широкие перспективы для творчества и признания своих возможностей, своего мироощущения. А так же в целом будит интерес к предмету, побуждает к творчеству, устраняет монотонность и однообразие при выполнении домашнего задания.

Первый метод: необходимо прочитать текст, затем пересказать его близко к тексту и ответить на вопросы.

Второй метод: чтение текста и составление плана пересказа, затем его пересказ.

Третий метод: чтение, пересказ текста и составление тематической таблицы.

Четвертый метод: чтение и выстраивание ответа на вопросы с использованием модуля.

Пятый метод: составление последовательного плана ответа с использованием предшествующих методов и их элементов.

Охарактеризуем эти методики подробнее.

Первый метод:

на наш взгляд, он самый простой. Этот метод предполагает чтение содержания параграфа учебника, его пересказ и поиск ответов на вопросы. Данный метод наиболее результативен на начальной ступени обучения истории.

Второй метод:

данный метод предусматривает изучение и изложение теоретического материала по собственному плану. Например, в теме урока значится: «Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром». Весь изложенный в параграфе материал разбит на три главы: внешняя политика при Ярославе Мудром, внутренняя политика и земельные отношения. Как показала практика, легче изучать и пересказывать содержание параграфа, придерживаясь собственного плана: внешняя политика, внутренняя политика, земельные отношения.

Этот план дает возможность построения ответа в соответствии с логикой развития политики Древнерусского государства. Если готовиться к уроку истории по такому плану, значительно проще усваивается учебный материал. Его можно использовать и при изучении ряда других тем из истории, например экономического развития России в 6 и 7 классах.

Третий метод:

предполагает выстраивание теоретического материала в хронологической последовательности. Это создает систему осмысления, запоминания исторических событий и служит основой для дальнейшего выстраивания ответов по данной теме. Использование данного метода позволяет улучшить результат в изучении объемной и сложной темы, насыщенной историческими фактами и событиями, например: «Борьба Руси с Западными завоевателями».

А. Форма хронологической последовательности.

1236 г. Правление Александра Невского в Новгороде.

15 июля 1240 г. Битва на реке Неве. Победа новгородского князя Александра над шведами.

5 апреля 1242 г. Ледовое побоище. Войско Александра Невского наносит поражение немецким рыцарям.

1243 г. Батый основывает Золотую Орду.

1263 г. Александр Невский умирает, возвращаясь из Золотой Орды. Ярлык на владимирское великое княжение получает его брат Ярослав Ярославич.

1299 г. Перенесение резиденции митрополита всея Руси из Киева во Владимир.

Такая методика эффективна при развитии локальных и хронологических навыков учащихся.

Четвертый метод:

предусматривает систему модулей, его можно применять при изучении сложных, новых тем и богатых событиями периодов истории. К примеру, культура Древней Руси. При изучении истории общественно-политической и культурной жизни России модули зачастую становятся необходимыми при подготовке к уроку.

Модуль «Культура»

  1. Письменность и грамотность.
  2. Архитектура.
  3. Живопись, иконопись.
  4. Народное творчество.
  5. Быт и нравы.

Так можно с успехом изучать историю церкви, искусство и т. д.

Опираясь на модуль и тезисы, ученик, даже слабый, в состоянии подготовить последовательный и грамотный ответ.

Пятый метод:

представляет собой хронологическую последовательность событий, составленных по определенному алгоритму. Данный метод следует применять в старших классах (9—10 классах) или рекомендовать особо одаренным ученикам среднего и старшего звена школы.

  1. Причины и планы сторон битвы на р. Калке.
  2. Ход битвы.
  3. Итоги и последствия. Значение битвы.

Первый пункт плана, раскрывающий причины события, составляется при использовании первого и второго метода организации домашней работы. Второй пункт плана описывает ход битвы, необходимо строить его, объединяя второй и четвертый методы подготовки. Третий пункт плана показывает историческое значение и итоги битвы, их влияние на последующее развитие Древнерусского государства. Самостоятельный анализ битвы и отношение к итогам битвы составляется на базе первого или второго метода.

На основе собственноручно составленного плана учеником, например, к теме «Битва на р. Калке 31 мая 1223 г.» раскрываются проблемы: а) причины и планы обеих сторон; б) ход битвы; в) итоги и последствия.

  По материалам сайта НаучФорум

Вторник, 19.03.2024, 11:08
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Сайт Шариповой В.В.
Бесплатный хостинг uCoz