Сайт учителя истории Шариповой Веры Васильевны
 Из опыта работы
Главная » Файлы » Мои файлы

Эпоха Сталина: судьба страны –трагедия народа.
[ Скачать с сервера (12.1 Kb) ] 16.04.2014, 21:47

Тема урока:

                       Эпоха Сталина: судьба страны –

                       трагедия народа.

Задачи урока:

  1. знакомить с различными оценками личности Сталина,  рассмотреть его влияние на эпоху и влияние эпохи на

    личность Сталина

  1. учить вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, корректно относиться к чужому мнению
  2. работать над навыком решения проблемных задач

 

Подготовка к открытому уроку:

  1. Какой тип личности формировался в эпоху тоталитаризма, был востребован?
  2. Выберите формулу, которая образно характеризует Сталина: «человек среди варваров», «варвар среди людей», «суперзверь среди зверей», «жертва эпохи».
  3. «  -Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать свое слово» - писал Бердяев. Можно ли то же самое сказать о И.В.Сталине?

Оборудование:

 карточки с признаками тоталитаризма, портрет Сталина, высказывания-утверждения о Сталине

Ожидаемый результат:

 учащиеся знают разные точки зрения, оценивающие личность Сталина, формулируют последствия сталинщины для общества, высказывают свою точку зрения на события, происходившие в нашей стране, умеют решать проблемные задачи

Проблемная задача: «Сталин- продукт эпохи или эпоха – продукт Сталина?»

 

 

 

 

 

Эпиграф: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,     чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем»

                                                                   В.Г.Белинский

Ход урока:

1.Орг. момент.

 Объявляю тему урока, задачи урока, указываю на важность обсуждаемых проблем.

2. Основной этап урока. Организация дискуссии по теме урока.

Звучит стихотворение Бориса Чичибабина «Я родом оттуда, где серп опирался на молот»

-Вот так неоднозначно характеризует поэт – современник Сталина  события, которые нам сегодня предстоит проанализировать. Советский Союз при Сталине являлся страной страха и террора. Многие люди исчезали без следа и следствия, отсутствовала самая элементарная демократия, доносительство выдавалось за патриотизм. Как же объяснить, что большинство людей верили Сталину, в войну погибали за Сталина и искренне скорбели, когда он умер? Вот это мы и постараемся сегодня выяснить.

«Сталин  - это не человек, которого можно похоронить, Сталин – это явление, это болезнь»

? но если это болезнь, то, как она называется? Назовите ее симптомы.

Работаем со схемой:

                                    тоталитаризм      ?

  Учащиеся

  • вспоминают признаки тоталитаризма: однопартийная система, культ вождя, нарушение прав человека, единая идеология, массовые репрессии, отсутствие разделения властей, массовые организации, захват государства партией, единство партии
  • дают определение тоталитаризма: это политический строй, при котором государственная власть в обществе сосредоточена в руках какой либо одной группы (обычно политической партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции

Решение познавательных проблемных задач. Классу предлагается высказать свою точку зрения по следующим проблемам:

1.Еще в 30-е годы Н.Бердяев писал: « Сталинизм, то есть коммунизм периода строительства, перерождается незаметно в своеобразный русский фашизм… Ленин не был еще диктатором в современном смысле слова. Сталин уже вождь, диктатор в современном, фашистском смысле» какова ваша точка зрения по данной проблеме?

Учащиеся подводятся к мысли, что Сталин не был неизбежен изначально, но его неизбежность нарастала из года в год.  

2. Философ А.Ципко писал о Сталине следующее: «Всевластие революции , ни за что ни про что доставшееся ему, окончательно его развратило. Но во всем, что он делал, был протест против всего человеческого. Что обозлило его? Может быть так выразился бунт посредственности, решившей отомстить за все свои нули.

А как думаете вы? Согласны ли вы с таким подходом к личности Сталина?                                                    

Учащиеся подводятся к мысли, что выдающиеся личные качества Сталина оказались востребованными определенной системой в конкретной исторической ситуации. Привожу высказывание Дж. Оруэлла « все грехи советского режима не объясняются исключительно личной порочностью Сталина… Они были предопределены с самого начала целями большевиков, самой их природой.…Если однажды вы решились на диктатуру, то Сталин или кто-нибудь другой, подобный Сталину, всегда найдется.

3.Г Уэллс говорил о Сталине в1931, что никогда не встречал более чистосердечного, справедливого и честного человека. А.Барбюс написал книгу о Сталине, которую венчали слова: «Человек, чей профиль изображен на красных плакатах рядом с Карлом Марксом и Ленины, - это человек, который заботится обо всем и обо всех который создал то, что есть, и создает то, что будет». Б Шоу в 1941 году публично атаковал критиков Сталина. Даже в самые трагические времена лестные слова о нем высказывал Р.Роллан. Как же «великий кормчий» сумел ввести в заблуждение таких знатоков человеческих душ?

?. Как любую историческую личность Сталина нельзя оценить однозначно. Приведите примеры, которые характеризуют его как положительного государственного деятеля и факты, говорящие об обратном.

Делается вывод, что нельзя оценить Сталина однозначно, рисовать его только белыми или черными красками. Но при всех его заслугах, мы должны помнить и о жертвах сталинского режима. 

4. Историк Р.Медведев писал: «Я считаю, что к жертвам репрессий нельзя отнести только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе жертвой репрессий был весь народ»

Поддерживаете ли вы данную позицию? Обоснуйте свое мнение. Приведите примеры сталинских репрессий.

Обобщая ответы учащихся по данной проблеме, зачитываю маленькое примечание к истории одного из процессов 1937 года, посвященное А.Солженицыным восьмилетней девочке Зое Власовой. (Г.М.Плоткин, стр. 95). Вспоминаем, какое отражение нашли сталинские репрессии в нашем регионе.

? Можете ли вы вспомнить людей, которые выступали против Сталина?

При ответе один из учащихся зачитывает письмо академика И.П.Павлова, направленного в СНК 21 декабря 1934 года: 2 Надо помнить, что человеку, происшедшему из зверя, легко падать, но трудно подниматься. Тем, кто приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли способно остаться существами, чувствующими и думающими человечно…Пощадите же родину и нас» 

? Выберите формулу, которая характеризует Сталина как личность?

Проверяем решение проблемных вопросов, которые ребята должны были решить дома.

Делаем выводы по уроку, отмечая последствия ,которые имела для общества сталинщина.

«Сталин актуален в меру его присутствия в нас и в меру нашего освобождения от него»- слова историка М.Гефтера

завершают дискуссию по теме урока.

Решаем проблемную задачу, поставленную в начале урока: «Сталин - продукт эпохи или эпоха продукт Сталина?» 

Делаем вывод, что формирование личности,  неотделимо от общества и его ценностей. Сталин был «воспитан» эпохой, а затем сам начал диктовать ей условия.

3. Рефлексия.

Какие выводы для себя сделал каждый из вас, прослушав материал урока?

4. Заключительный этап урока. Д/з Сравнить тоталитаризм и демократическое общество. 

Категория: Мои файлы | Добавил: Vera
Просмотров: 2233 | Загрузок: 72 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 26.04.2024, 21:32
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [13]
Исследовательские работы [0]
Проекты и исследования
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Сайт Шариповой В.В.
Бесплатный хостинг uCoz